Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
огда-то цыганки, перехватывавшие людей, которые несли в скупку золотые изделия, и предлагавшие сдать их им по более высокой цене, проверяли золото, смазывая его йодом. А в чем секрет этой проверки, что она дает?

Химически чистое золото с йодом не взаимодействует. Однако в ювелирных изделиях оно не применяется, так как имеет низкую твердость и малую стойкость к истиранию. Вместо него используются сплавы, содержание золота в которых обычно составляет от 37.5% (375 проба, из которой делали, к примеру, обручальные кольца для наших отцов-дедов) до 75% (750 проба, обычно это "белое золото"). Остальное приходится на другие металлы, в основном медь и серебро, но иногда добавляются и другие - металлы платиновой группы, а также никель, цинк и кадмий.

Медь, которая содержится в больших количествах практически во всех сплавах золота, имеющих желтый, розовый или красный цвет, реагирует с йодом (особенно в присутствии золота, образующего с ней гальваническую пару и тем самым активирующего ее) с образованием йодида одновалентной меди. Сам по себе он бесцветен, но с избытком йода дает комплекс темного цвета. Поэтому на поверхности изделий из таких сплавов образуется темное пятно. Однако неопытному глазу вид и окраска такого пятна мало что могут сказать о содержании меди и, соответственно, золота. А вот цыганки у скупки, с их огромным практическим опытом обращения с золотыми изделиями, вполне могут иметь "глаз пристрелявши", как у лесковского Левши, и навскидку оценивать по этому пятну, с какой именно пробой золота они имеют дело. 

 

В чём смысл пословицы "сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда".  Почему не наоборот, и со всеми ли кислотами работает такой запрет? Скажем, если в уксус воды налить, ведь ничего особенного не происходит.

При смешивании концентрированной кислоты с водой раствор, как правило, нагревается. Особенно сильно температура повышается при растворении серной кислоты. Если лить кислоту в воду, осторожно и тонкой струйкой, при перемешивании - как рекомендуется по технике безопасности, - раствор будет нагреваться постепенно и ни к каким трагическим последствиям это не приведет. Если же поступить наоборот, то (с учетом еще и повышенной вязкости серной, да и некоторых других кислот) возможен локальный перегрев до довольно высоких температур и выброс кислоты. В лицо экспериментатору, ага... 

Для других кислот этот принцип не настолько строг. К тому же большинство из них выпускаются промышленностью уже в виде растворов, а не в безводной форме. Так, азотная кислота редко продается с массовой долей более 65-70%, поскольку она без воды неустойчива и постепенно разлагается с выделением диоксида азота. Соляная кислота также не выпускается крепче 37%, но по другой причине - хлороводород при комнатной температуре ограниченно растворим в воде, более высокую массовую долю получить невозможно. Поэтому выделение тепла при смешении с водой для этих кислот существенно меньше, однако оно все равно есть. И тут нас подстерегает другая неприятность - нагретая от разбавления кислота выделяет пары более интенсивно. Брызг не будет, но вдохнуть хлороводород или оксиды азота все равно неприятно. Утешает лишь то, что все такие операции по правилам должны выполняться только при хорошей вентиляции - вытяжной или приточно-вытяжной. В любом случае, правило лучше соблюдать и здесь. 

Столовый же уксус имеет массовую долю кислоты 9%, так что для него не имеет большого значения, как проводить разбавление. 

 

Реально ли доступными на бытовом уровне методами вывести ржавчину со стального клинка?

Да, это реально. Есть даже разные варианты. Можно очистить электрохимическим способом (неплохо описан вот здесь). Необходимую для него стиральную (кальцинированную) соду, если не удастся ее купить, можно получить из обычной питьевой, хорошо ее прокалив - можно на обычной газовой или электрической кухонной плите, в металлической посуде, которую не жалко.

Если это по каким-то причинам не подходит, можно воспользоваться просто химическими методами, без "электро". Растворы щавелевой кислоты (около 20%), ортофосфорной (10%) - выдержать клинок погруженным несколько часов, иногда требуется дольше. Чтобы снизить риск повреждения металла, можно добавить ингибитор коррозии - например, уротропин, продающийся как "сухое горючее" в хозяйственных и спортивно-туристических магазинах. 

Неплохие, но для домашних условий несколько мудрёные рецепты удаления ржавчины приведены еще вот здесь.

 

Есть ли существенные различия в домашнем использовании жидкого и твёрдого косметического мыла? Можно ли жидким мылом помыть, например, лицо, а не только руки?

Современное жидкое мыло, в отличие от твердого, т.е., "классического", имеет реакцию среды, отрегулированную под рН кожи (около 5.5). Поэтому мыть им лицо даже предпочтительнее, особенно для людей с легко раздражающейся кожей. У твердого мыла реакция среды слабощелочная (8-9) и регулировке не поддается по причинам, обсуждение которых опустим.  Поэтому я бы рекомендовал твердое мыло - как заводское, так и самодельное - использовать для мытья рук, но не лица или других частей тела с более чувствительной кожей.

Да, и еще - то, что называется в магазинах "жидким мылом", мылом как таковым не является. Это синтетическое моющее средство - как правило, тоже на основе лауретсульфата натрия и прочих ингредиентов, аналогичных компонентам шампуней.

 

Чем можно заглушить специфический запах жидкого мыла?  Не магазинного, а собственноручно сваренного (оливковое масло + КОН) . Добавляла эвкалипт (и эфирное масло, и молотый лист) - всё равно пахнет неприятно. Чем облагородить это мыло?

Эвкалиптовое масло - подходящая отдушка для мыла "с нуля", его основной компонент - цинеол - достаточно стоек к щелочи. Поэтому разрушением отдушки остаточный запах объяснить нельзя.

Если Вы использовали оливковое масло, недостаточно очищенное от азотсодержащих примесей, то дело плохо. Образующиеся при их расщеплении амины портят запах практически безнадежно. Я так один раз сам "накололся" с рапсовым маслом. Мыло потом пришлось использовать в качестве хозяйственного - не помогала никакая отдушка...

В качестве последнего средства могу порекомендовать цитрусовые эфирные масла (апельсиновое, мандариновое, грейпфрутовое, лаймовое). Содержащиеся в них альдегиды и кетоны могут связать амины и устранить неприятный запах. Конечно, добавлять их можно только к готовому мылу - сильнощелочной среды они не выдерживают. Если не поможет и это, тогда - увы, ничем помочь не могу.  Совет один - на будущее пользоваться только качественным рафинированным маслом.

 

Не подскажете универсальное средство для чистки ювелирного серебра? 

Водный раствор аммиака (5-10%), известный под бытовым названием "нашатырный спирт", справится прекрасно практически с любым серебром. В особо трудных случаях можно почистить пастой из раствора аммиака и химически осажденного мела. (Обычный толченый мел может поцарапать изделие.) Химически осажденный мел входит в состав зубных порошков и некоторых зубных паст, см. надписи на упаковках. Можно получить его и самому. Для этого кусочек обычного мела или известняка растворите в достаточном количестве столового уксуса, профильтруйте через вату или бумажную салфетку, добавьте раствор питьевой соды и прокипятите смесь. Выпадет осадок, его отфильтруйте через х/б ткань, промойте водой и отожмите. Однако, повторюсь, в большинстве случаев хватит и просто раствора аммиака.

 

Почему батарейки (солевые, щелочные) имеют на выходе 1,5 вольта, а аккумуляторы, с которыми доводилось встречаться - 1,2 вольта? В чем причина ограничения? 

Максимальное напряжение, как в батарейках (гальванических элементах), так и в аккумуляторах, зависит от химической природы веществ, которые в них используются, и, в несколько меньшей степени, от концентрации электролитов. В аккумуляторах и в гальваническом элементе используются разные рабочие вещества, отсюда и различие. Кстати, могу ошибаться (я не автомобилист), но, по-моему, в свинцовом автомобильном аккумуляторе - 2.1 В, а не 1.2 В. А в литий-ионном, который применяется во многих мобильниках - так и вовсе 3.6 - 3.7 В. Что же до гальванических элементов, то основной их используемый вид - марганцево-цинковый, для которого расчет по уравнению Нернста дает номинальное напряжение около 1.5 В.

 

Была у меня мельхиоровая ложка, которая лет 25 лежала без дела и покрылась за это время чернотой. Варила я какао в алюминиевой кастрюле и оставила ложку в остатке какао. И каково было мое удивление, когда я через полчаса где-то вынула ложку и обнаружила, что вся чернота пропала. Химия процесса в чем была? И чем вообще лучше чистить мельхиор?

Мельхиор - это сплав, состоящий в основном из меди и никеля. Чёрный налёт - скорее всего, оксид меди. Думаю, алюминий, находившийся в контакте с медью через слабый раствор электролита (какао), восстановил менее активную медь из оксида. Обычная гальваническая пара. А повышенная температура способствовала ускорению процесса. 

Кстати, это почти классический метод чистки изделий из мельхиора, только вместо какао в нём берётся раствор соды в смеси с солью, а вместо алюминиевой кастрюли - алюминиевая фольга, уложенная на дно эмалированной посуды. 

 

Правда ли, что кожаная мебель не терпит воды? Хотела почистить светлый кожаный диван, который запачкали дети, мыльной губкой, знакомые сказали - нельзя.

Кожа не терпит воды? Это что-то новенькое... Коллаген и эластин, из которых она в основном состоит, к воде относятся весьма терпимо. Разве что этот диван погрузить в воду и оставить так на некоторое время.  Или долго держать в весьма сырой атмосфере. Неприятности будут, но не химического, а скорее биологического характера. Так что смело намыливайте губку - и вперёд. Можно, если уж очень боитесь, вместо обычного мыла взять жидкое - ну или шампунь. Но и обычным сойдёт.

 

В романе Бориса Виана "Пена дней" упоминается синее золото. Это шутка, или такое золото и правда есть?

Мой ответ на вопрос будет немного странным. Скорее всего, во времена Виана (роман написан в 1947 году) "синее золото" действительно было не более чем хулиганской выдумкой. А вот на сегодняшний момент - уже нет. Сейчас существует несколько способов придания золоту синего или голубого оттенка: покрытие родием, сплавление с индием или кобальтом и хромом. Все эти методы имеют свои недостатки: родиевое покрытие стирается, и его надо время от времени восстанавливать, а сплавы синего цвета представляют собой на самом деле интерметаллиды (химические соединения с золотом, а не просто растворы одного металла в другом) и по этой причине довольно хрупки. Поэтому делать из них ювелирные изделия непрактично, разве что небольшие вставки для украшения.

 

Почему после контакта с ягодами калины так сильно темнеет кожа на руках? И почему через несколько дней на коже окраска сходит, а ногти остаются тёмными?

Калина содержит довольно много флавоноидов, в частности, так называемых лейкоантоцианов, которые при окислении на воздухе превращаются в собственно антоцианы, представляющие собой природные красители. Кроме того, в ней содержатся танины - также легко окисляющиеся и темнеющие на воздухе вещества. (Именно окислением танинов объясняется постепенное потемнение зелёного чая при стоянии на воздухе.) Что же до того, почему кожа отмылась, а ногти нет - верхний, отмерший слой кожи довольно легко слущивается, освобождая место незагрязнённым слоям, а с ногтями, полностью ороговевшими, такой фокус уже не проходит.