Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Топ-5 глупых ошибок при сдаче ЦТ по химии

По моему опыту (и опыту многих других педагогов), наибольшее количество баллов на ЦТ по химии ученики теряют вовсе не из-за того, что им не удаётся решить какие-нибудь особенно заковыристые и "многоуровневые" задачи. И даже не из-за банальной нехватки знаний. Главная причина - нелепые, глупые, дурацкие ошибки, которые тем не менее каждый год совершаются с завидным постоянством тысячами школьников. Вот список из пяти, по моему мнению, самых распространённых ошибок такого рода. А заодно и мер по борьбе с ними.

1. Неправильное вычисление молярных масс веществ

Это элементарное действие в горячке ЦТ на удивление часто выполняется неправильно. Да-да, несмотря на калькуляторы.  Особенно часто ошибаются в молярных массах солей кислородсодержащих кислот и органических веществ.

Как с этим бороться: для солей проще всего выучить наизусть молярные массы самых распространённых кислотных остатков: сульфата (96), фосфата (95), карбоната (60), нитрата (62) и ацетата (59), а при подсчёте просто домножать их на индекс и прибавлять соответствующее количество молярных масс катионов. Если зубрить не хочется, тогда хотя бы считайте в рациональном порядке - сначала умножайте атомную массу кислорода в кислотном остатке на его индекс, потом прибавляйте атомную массу кислотообразующего элемента, потом всё это умножайте на индекс кислотного остатка и прибавляйте катионы. Что же касается органики, то там неправильные вычисления чаще всего происходят из-за ошибок при переходе от структурной формулы к молекулярной. Самое простое - это, сосчитав атомы углерода, "плясать" от формулы алканов, отнимая по 2 атома водорода на каждую двойную связь (безразлично, с каким элементом) или цикл, по 4 - на каждую тройную, по одному - на каждый галоген или щелочной металл, и прибавляя по одному на каждый атом азота.

2. Расчёт по уравнению с неправильно расставленными или вовсе не расставленными коэффициентами

Как с этим бороться: что тут скажешь? Проверяйте коэффициенты в уравнениях реакций, прежде чем по ним считать! Обязательно "проходитесь" по всем элементам. Особенно это касается окислительно-восстановительных реакций - не забывайте про финальную проверку баланса по кислороду!

3. Ошибки в определении растворимости веществ из-за неправильного пользования таблицей растворимости

Неверная оценка результата реакции и потеря баллов из-за банального "не в ту клеточку таблицы посмотрел (а)" - это очень обидно.

Как с этим бороться: удобнее всего, конечно, было бы взять с собой на ЦТ линейку. Но на входе в аудиторию у вас её запросто могут отобрать: в списке разрешённых предметов она не значится. Поэтому поступайте проще: возьмите любой лист бумаги из выданных вам и приложите его краем к строчкам таблицы растворимости вместо линейки, чтобы быть уверенным, что вы смотрите именно в ту клетку, что нужно.

4. Использование молярного объёма газов для негазообразных веществ

Вы думаете, такое случается редко? Отнюдь! И в условиях стресса - даже не с самыми слабыми учениками.

Как с этим бороться: всякий раз перед тем, как привычно "разделить на 22,4", проверьте, что речь идёт действительно о газообразном веществе при нормальных условиях.

5. Путаница между массой вещества и массой раствора, а также массой растворителя и массой раствора.

В первом случае ученик следующим ходом делит массу раствора на молярную массу, получая абсурдно большое значение химического количества, во втором - получает завышенное значение массовой доли, разделив массу растворённого вещества на массу растворителя вместо массы раствора.

Как с этим бороться: помнить, что раствор - это смесь, и его масса складывается из массы как минимум двух веществ: растворителя и хотя бы одного растворённого вещества. Перед тем, как выполнить следующее действие, проверьте, с массой чего именно вы имеете дело.

Успеха вам на ЦТ! И поменьше глупых ошибок...